|
«Дети охотно всегда чем -нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,чтобы всегда у них было что делать».
Я. Коменский
У
каждого ребенка есть склонности к тому или иному занятию. Это может быть
какой-то вид спорта, театр, музыка и т.д. Кто-то тяготеет к моделированию,
кто-то к танцам, кто-то к пению. Поэтому возможность заниматься любимым делом
должна быть у каждого ребенка, каждый должен найти себя в каком-то виде деятельности.
Внеурочная
работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в
клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров,
праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится
и организация продленного дня.
Организация
внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в нашей школе как и в любой
другой всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей.
Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной
обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и
воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как
помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения,
открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого
учителя. Наконец, позволяют пережить
счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и
учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его
работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Методисты
выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная
деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая.
Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения
и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных,
воспитательных целей.
Познавательная деятельность направлена на развитие
познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных
способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как
экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу,
представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования
убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей -- всего
того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности
стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных
формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике,
классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных
ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников
в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в
школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях.
Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы,
школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления,
вечера, праздники и пр.
Через органы ученического самоуправления в нашем ОУ
создаются условия для социализации школьников. Лицо
школы определяют старшеклассники. Именно их деятельность и характер отношений
создают ориентиры для остальных классов. В связи с этим в школе действует
ученическое самоуправление. Президентом
становится старшеклассник, успевающий по всем предметам, не имеющий нареканий
по дисциплине и по учебе, пользующийся уважением со стороны школьного
коллектива.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус,
интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических
занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы
в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные
педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих
формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии
в музеи и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный,
развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать
ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих
функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную
деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных
формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения,
соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Методический
конструктор внеурочной деятельности школьников, изданный в рамках стандартов
второго поколения, определяет, что «Внеурочная деятельность учащихся объединяет
все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». К видам и
направлениям внеурочной деятельности относят: игровую
деятельность; познавательную деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательную
деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовую деятельность; спортивно-оздоровительную
деятельность; туристско-краеведческую
деятельность. Расписание
Одной из задач, стоящей перед педагогическим коллективом школы, является
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью
удовлетворения интересов большего количества учащихся. В школе работают
объединения различных направлений. На занятиях творческих объединений создается такая образовательно-воспитательная среда,
которая соответствует современным требованиям, на которых формируются
духовно-нравственные основы личности, чувство гражданственности, развитие
умственных, творческих интересов и потребностей. Обучение детей в школе осуществляется в одновозрастных и
разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, клуб) с учетом
запросов детей, потребностей семьи, учебных образовательных программ школы. ОУ
организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное
время занятия кружков и секций не прерываются. Расписание кружков, секций на 2013-2014 учебный год.
|
|
Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В. Г.
|
|
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Толстой Л. Н.
|
kis_32@mail.ru
zamdwr@yandex.ru
|